Что стало с бывшими владельцами фабрики эйнем. Почему рабочие фабрики «Эйнем» отказались выступить против своих эксплуататоров? Элитные конфеты ручной работы

Коробка конфет уже давно стала универсальным подарком по любому поводу. Настолько универсальным, что часто не воспринимается всерьез. Конфеты ручной работы – это более изысканная версия «дежурного» презента. Такой подарок уже не будет выглядеть банальным. Индивидуальный, неповторимый декор, красивая упаковка – и обычный набор конфет становится символом особого отношения к человеку.

Элитные конфеты ручной работы

Эксклюзивные конфеты и шоколад ручной работы – своего рода съедобная драгоценность. Существует даже легенда, согласно которой испанской королеве Елизавете Валуа на одном из приемов помимо самоцветных каменьев и других ювелирных ценностей подарили коробку шоколадных конфет. В то время они изготавливались исключительно ручным способом, причем у каждого кондитера был свой секретный фирменный рецепт. Сладкому подарку августейшая особа обрадовалась больше всего. Упрек короля Филиппа II по этому поводу она парировала, сказав, что конфеты гораздо вкуснее бриллиантов. Трудно поспорить со столь верным утверждением!

Подарочные наборы конфет не теряют своей актуальности и сейчас. Однако в современном мире их продажа и производство хорошо отлажены и поставлены на поток, так что радовать сладким сувениром можно не только августейших особ, но и простых граждан. И тем выше ценятся подарочные наборы конфет ручной работы, ведь они в каком-то смысле демонстрируют «королевский» подход к тому, кому адресованы.

При этом важно, чтобы они были хорошего качества и отвечали всем необходимым требованиям и стандартам. Бывает, что оригинальные натуральные конфеты приносят лишь разочарование, если покупать их в непроверенном месте. Поэтому лучше выбирать набор, созданный мастерами крупных и именитых кондитерских фабрик, таких как концерн «Бабаевский», фабрики «Рот Фронт» или «Красный Октябрь». Именно здесь в соответствии с самыми высокими стандартами производят конфеты и шоколад из натуральных какао-бобов. В отличие от мелких кондитерских, которые, создавая «дорогие ручные конфеты», используют готовый промышленный шоколад, за происхождение и состав которого вряд ли могут ручаться, крупные фабрики изготавливают свой собственный шоколад и какао-масло, контролируя весь процесс производства, начиная с обработки сырья.

Качество и вкус продукции крупных фабрик проверены временем. Например, конфеты абрикосовские ручной работы ценятся до сих пор, хотя знаменитая кондитерская фабрика давным-давно сменила и прославила другое свое название – концерн «Бабаевский». Еще одна знаменитая фабрика – «товарищество Эйнем», ныне «Красный Октябрь», продолжает выпускать шоколадные конфеты ручной работы в наборе, созданные по старинным рецептам и упакованные в стилизованные под старину жестяные пеналы.

Оригинальные конфеты

В наше время, когда даже высокопоставленным лицам нередко дарят что-то стандартное и шаблонное, индивидуальный подход ценится особенно высоко. Конфеты ручной работы – это его сладкое воплощение, ведь при таком обилии и разнообразии фабричных наборов даритель выбрал нечто штучное и уникальное, нарочно усложнив себе задачу. Чем дальше уходит прогресс, тем меньше вокруг чего-то особенного, индивидуального. Итог ручной работы всегда уникален и неповторим. Причем чем проще и банальней сама вещь, тем ценнее то, что руку к ее созданию приложил живой человек, отодвинув в сторону беспристрастную машину.

Эксклюзивные наборы конфет – одна из лучших иллюстраций этого утверждения. Казалось бы, простая и повседневная сладость, ничего особенного. Но в каждую из конфет ручной работы вложена душа мастера, это почти произведение искусства, а не просто «коробка конфет в подарок». Кроме того, эксклюзивные шоколадные конфеты – это всегда запредельно высокое качество, неповторимый дизайн и оригинальная рецептура.

Если хочется чего-то совсем эксклюзивного, стоит подумать про элитные шоколадные конфеты на заказ. Их можно сделать любой формы, в виде шоколадной скульптуры, например, или нанести особый узор на каждую конфету в наборе, чтобы получилось послание.

Особую популярность подарочные конфеты обретают в преддверии праздников. Особенно активно их дарят женщинам: считается, что им в подарок стоит преподносить красивые вещи, а мужчинам – практичные и статусные. Тем не менее, красивые конфеты эксклюзивной работы очаруют не только утонченную даму, но и солидного мужчину, тем более, что вещь, изготовленная вручную, – штука довольно статусная, даже если эта вещь съедобная.

Дорогие конфеты в наборе

Стоимость ручной работы всегда выше, чем у продукта, сошедшего с конвейера: цена за 100 грамм изготовленных вручную конфет в среднем оказывается примерно в 1,5 раза выше обычных. Тем не менее, они того стоят. Красивые конфеты ручной работы сочетают в себе изысканность, индивидуальный подход, высокое качество и отменный вкус.

Из всех сортов наиболее дорогими и статусными считаются трюфели. С другой стороны, они довольно скучные, хоть и вкусные. Поэтому в коробках чаще всего оказываются конфеты с разнообразными начинками, причем их не 2-3 вида, как в обычных наборах-ассорти, а 10-12.

Конфеты ручной работы подходят для любого случая так же, как и обычная коробка конфет, но при этом выгодно от нее отличаются. Такой подарок подчеркнет особое внимание к человеку и точно запомнится.

Если вы не знаете, что подарить, но хотите, чтобы подарок не выглядел простым и банальным, подарите конфеты ручной работы. Интернет-магазин «Алёнка» предлагает большой выбор разнообразных вариантов такого презента. Кроме того, их можно купить оптом недорого, чтобы порадовать сразу всех, кому хочется преподнести что-то изысканное и необычное. Доставка – еще один повод заказывать конфеты онлайн, тем более, если учитывать стоимость конфет ручной работы, их доставка вполне может оказаться бесплатной.

В 1851 году на Арбате открылась небольшая мастерская по производству шоколада и конфет, в которой работали всего четыре мастера. Принадлежала она немцу Теодору Фердинанду фон Эйнему,приехавшему в Россию "делать бизнес". В годы Крымской войны Эйнем поставляет свою продукцию на фронт - полученная прибыль позволяет ему расширить производство и перевести фабрику на Мясницкую улицу. В 1869 году к Эйнему присоединяется предприниматель Юлиус Хейс (J.Heuss). Вдвоем они открывают кондитерский магазин на Театральной площади, выписывают из-за рубежа новейшую паровую машину и строят первое здание фабрики на Софийской набережной Москвы-реки.

С каждого проданного фунта нового печенья Эйнем жертвовал пять копеек серебром, из которых половина суммы поступала в пользу благотворительных заведений Москвы, а другая половина - в пользу Немецкой школы для бедных и сирот. Первая официальная запись о фирме «Эйнемъ. Товарищество паровой фабрики шоколада, конфектъ и чайныхъ печеній» появляется в 1867 году в справочнике «Фабрично-заводские предприятия Российской империи». К этому времени фирма уже имела награды Всероссийских мануфактурных выставок: бронзовую (1864 год) и серебряную (1865) медали. «Эйнемъ» производила карамель, конфеты, шоколад, какао-напитки, пастилу, печенье, бисквиты, пряники, глазированные фрукты, мармелад.

После смерти Эйнема в 1876 году фабрикой стал руководить Юлиус Хейс, однако ставшее популярным среди москвичей название компании он менять не стал.

В 1889 году в связи с расширением производства Хейс приобрёл несколько участков на Берсеневской набережной. Одним из первых зданий, построенных на новом участке, стал производственный корпус работы архитектора А. В. Флодина. В дальнейшем по проекту архитектора А. М. Калмыкова было возведено ещё несколько произодственных корпусов и доходных домов, составивших основу ансамбля фабрики. Формирование ансамбля фабрики было завершено в 1914 году присоединением доходного дома Суконной фабрики, переоборудованного под гаражи. Всего для фабрики «Красный Октябрь» на берсеневском участке, ставшем основным, было построено 23 здания.

В 1896 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде продукция «Эйнемъ» награждена золотой медалью, в 1900 фирма получает Гран-при на Всемирной выставке в Париже за ассортимент и качество шоколада. В 1913 году «Эйнемъ» удостаивается звания поставщика двора Его Императорского Величества.

К началу XX века «Эйнемъ» владеет двумя фабриками в Москве, филиалами в Симферополе и Риге, несколькими магазинами в Москве и Нижнем Новгороде. После октябрьского переворота 1917 года фабрика была национализирована и стала называться «Государственная кондитерская фабрика № 1, бывшая Эйнемъ», в 1922 году была переименована в «Красный Октябрь», кое название сохранила до сих пор.

Во времена своего расцвета «Эйнемъ» был одной из самых известных марок кондитерских изделий во всей стране. Но многим своим современникам он запомнился тем, что выпускал в дополнения к своим конфетам и печенью множество разнообразных открыток. Сегодня большинству известна серия "Москва в XXIII веке" из восьми футуристических почтовых карточек 1914 года, которые демонстрируют то, как, по мнению автора, предстояло выглядеть Москве в XXII и XXIII столетиях: от 2114 года (карточка «Центральный вокзал») до 2259 года (карточка «Санкт-Петербургское шоссе»).


Центральный вокзал.Зима такая же, как и при нас 200 лет назад. Снег такой же белый и холодный. Центральный Вокзал Земных и Воздушных Путей Сообщения. Десятки тысяч приезжающих и уезжающих, все идет чрезвычайно быстро, планомерно и удобно. К услугам пассажиров - земля и воздух. Желающие могут двигаться с быстротою телеграмм.



Москворецкий мост. Кремль так же украшает древнюю Белокаменную и с золотыми куполами представляет феерическое зрелище. Тут же у Москворецкого моста мы видим новые огромные здания торговых предприятий, трестов, обществ, синдикатов и т. д. На фоне неба стройно скользят вагоны подвесной воздушной дороги…



Лубянская площадь. Ясный вечер. Лубянская площадь. Синеву неба чертят четкие линии светящихся аэропланов, дирижаблей и вагонов воздушной дороги. Из-под мостовой площади вылетают длинные вагоны Московского Метрополитена, о котором при нас в 1914-м году только говорили. По мосту над Метрополитеном мы видим стройный отряд доблестного русского войска, сохранившего свою форму еще с наших времен. В синем воздухе мы замечаем товарный дирижабль Эйнем, летающий в Тулу с запасом шоколада для розничных магазинов



Река Москва. Оживленные, шумные берега большой судоходной Москвы-реки. По прозрачным глубоким волнам широкого торгового порта несутся огромные транспортные и торговые крейсеры и многоэтажные пассажирские пароходы. Весь флот мира - исключительно торговый. Военный упразднен после мирного договора в Гааге. В шумной гавани видны разнохарактерные костюмы всех народов земного шарa, ибо Москва-река сделалась мировым торговым портом.



Петровский парк. Мы переносимся мысленно в Петровский парк. Аллеи расширены до неузнаваемости. Древний Петровский дворец реставрирован, и в нем сосредоточен Музей Петровской эпохи. Повсюду бьют, сверкая, дивные фонтаны. Лишенный микробов и пыли, совершенно чистый воздух прорезывают дирижабли и аэропланы. Толпы людей в ярких костюмах XXIII века наслаждаются дивной природою на том же месте, где, бывало, гуляли мы, пра-пра-прадеды.



Красная площадь. Красная площадь. Шум крыльев, звон трамваев, рожки велосипедистов, сирены автомобилей, треск моторов, крики публики. Минин и Пожарский. Тени дирижаблей. В центре - полицейский с саблей. Робкие пешеходы спасаются на лобном месте. Так будет лет через 200



Петербургское шоссе. Красивая ясная зима 2259-го года. Уголок «старой» веселящейся Москвы, древний «Яр» по-прежнему служит местом широкого веселья москвичей, как было и при нас 300 с лишним лет тому назад. Для удобства и приятности сообщения Санкт-Петербургское шоссе целиком превращено в кристально-ледяное зеркало, по которому летят, скользя, изящные аэросани. Тут же на маленьких аэросалазках шмыгают традиционные сбитенщики и продавцы горячих аэросаек. И в XXIII веке Москва верна своим обычаям



Театральная площадь. Театральная площадь. Темп жизни усилился в сто раз. Всюду молниеносное движение колесных, крылатых, пропеллерных и прочих аппаратов. Существовавший еще в 1846 году Торговый дом Мюр и Мерлиз в настоящее время разросся до баснословных размеров, причем главные отделы его соединены с воздушными железными дорогами. Из-под мостовой вылетают многочисленные моторы. Где-то вдали пожар. Мы видим автомобильную пожарную команду, которая через мгновение прекратит бедствие. На пожар же спешат бипланы, монопланы и множество воздушных пролёток

Однако, кроме этих футуристических открыток было много и других серий, издававшиеся в огромном количестве и служащие не только для отправки "открытых писем", но и для расширения кругозора, а также являющиеся отличным предметом для коллекционирования

серия "Игра квартет"

серия "Охота в России"

серия "К 300летию царствования дома Романовых"

серия "1812 год"

серия "Типы народов земного шара"

а вот, например, географические карточки с изображением карты России. Обратите внимание, что она именуется "Конституционная Империя". Существовали карточки и с другими странами, но мне они не попадались.

ну и другие самые разные серии открыток:

Все это теперь - памятник безвозвратно потерянной эпохи, которая доносится до нас в таких вот открытках. Их издавали "потехи ради" для себя, а получилось, что они куда важнее для нас как память о той стране, которую мы никогда не знали...

Кондитерская фабрика «Красный Октябрь» еще недавно располагалась по адресу Берсеневская набережная, 6 на стрелке острова, образованного Водоотводным каналом и Москвой-рекой, но в 2007 году была переведена на территорию шоколадной фабрики «Бабаевский».

Фото 1. Бывшие корпуса кондитерской фабрики "Товарищество Эйнем" и "Красный

Октябрь" в городе Москве

Начало истории шоколадной фабрики «Товарищество Эйнем»

Основал производство Теодор Фердинанд фон Эйнем – выходец из Германии, прибывший в Первопрестольную в 1850 году из немецкого городка Вюртемберга.

Федор Карлович (так стал представляться на русский манер предприниматель) подметил, что в Москве начал пользоваться особым спросом пиленый сахар, после чего, проявив свою предприимчивость, немец начал его производство.

Выгодное дело заладилось, и уже в 1851 году Эйнем открывает в небольшой цех по выпуску уже шоколадных конфет. В мастерской тогда работало лишь четыре человека.

Поставки сладкой продукции на передовую в годы Крымской войны и, конечно же, успешная торговля в городе Москве, принесли Эйнему прибыль, благодаря которой на он открывает уже шоколадную фабрику.


Фото 2. Адрес бывшего производства Берсеневская набережная, №6

В 1857 году Федор Карлович заводит знакомство с Юлиусом Гейсом. Незаурядный предприниматель сначала помог открыть кондитерский магазин в центре – на , а со временем стал и компаньоном Эйнема.

Бизнес продолжал успешно развиваться, что помогло компаньонам закупить специальную паровую машину в одной из европейских стран и начать строительство новой фабрики уже на .

В первом вновь построенном здании – трехэтажном корпусе – разместили производственные цеха по выпуску карамели, пастилы, разных видов печенья и пряников, шоколада и глазированных фруктов, а также напитков из какао и мармелад.


Хотя официально «Товарищество Эйнем» было зарегистрировано в 1867 году, его продукция к тому времени уже имела ряд наград, полученных на мануфактурных выставках в Российской империи: Одесса (1864 год) и Москва (1865).

Стоит отметить, что компаньоны с каждого фунта произведенного печенья отчисляли на благотворительность 5 копеек серебром, причем, половина средств уходила в школу немецкой общины для бедных и сирот, а оставшиеся деньги распределялись между различными московскими благотворительными учреждениями.

И вновь все складывалось у Эйнема и Гейса удачно, что потребовало приступить к возведению новых фабричных корпусов уже на Берсеневской набережной, напротив стоящего на противоположном берегу Москвы-реки .

Производственный комплекс впечатлял своим архитектурным видом и «начинкой».


Для организации шоколадного производства были привлечены квалифицированные европейские кондитеры, имевшие опыт работы на установленном современном оборудовании. Интересно, но на таком большом производстве, благодаря механизации процессов, работало всего несколько десятков российских мастеров, а вот выпуском первых в России бисквитов – традиционных английских десертов - занимались лишь профессионалы из Великобритании.

Перед своей смертью в 1878 году, Эйнем полностью передал бразды правления кондитерской фабрикой своему компаньону, которому впоследствии переуступила свои акции и вдова основателя. Даже сосредоточив все в своих руках, Юлиус Гейс не стал менять торговую марку «Товарищество Эйнем», правильно рассудив, что это пойдет только на пользу теперь уже его бизнеса.

В начале XX столетия компания владела несколькими магазинами в крупных городах - Нижнем Новгороде и городе Москве, продукцию в которые поставляли с двух московских кондитерских фабрик и двух производств в Риге и Симферополе.

В 1899 году Гейс выкупает у купца Ушакова первый из восьми имевшегося у того по соседству участков, а в 1914 фирме отошел и последний из них. К тому времени «Товарищество Эйнем» стало крупнейшим кондитерским производством Российской империи.

Интересно будет узнать и об организации труда на фабриках Юлиуса Гейса.

В годы его правления, рабочий день продолжался 10 часов. Для иногородних было устроено общежитие и организовано питание. Для детей, работающих на фабрике подмастерьями, была открыта школа. После 25 лет работы мастерам назначали пенсию и вручали серебряный значок.

В 1914 году, во время Первой Мировой, рабочие и служащие сами собрали средства и выстроили в Москве военный госпиталь, а сама фирма, помимо денежных пожертвований, наладила отправку вагонов с печеньем на передовую.

Интересен и, как сегодня говорят, маркетинг, который наладил Юлиус Гейс.

Будучи творческим человеком, к тому же увлеченным фотографией, он особое внимание уделял оформлению упаковки и названиям конфет, а также прочей сладкой продукции. В коробки, обтянутые шелком, бархатом и даже кожей, вкладывались фотографические открытки, различные театральные программки и выполненные из жести маленькие херувимчики.

Архитектурный ансамбль практически полностью сформировался после строительства в 1906 году Карамельного цеха, проект которого выполнил архитектор . Он же в 1911 году спроектировал и новый Административный корпус на Берсеневской набережной, 6.

Кондитерская фабрика после революции

«Товарищество Эйнем» пришедшие к власти большевики национализировали в 1918 году и уже в 1922 на общем собрании коллектива утвердили новое название – «Красный Октябрь». Правда, еще пару лет продукцию все же выпускали под старым брендом, настолько он был популярен даже в послереволюционной России.

В начале 20-х годов прошлого века кондитерская фабрика находилась в кризисе, что чуть не привело к ее полному закрытию. Новые специалисты смогли внести изменения в производственный процесс, а также организовали рабочий контроль и борьбу с хищениями, что позволило к 1925 году превысить показатели 1913 года.

Советские власти, помимо этого, выделили средства на закупку новейших машин из Германии. Именно в те годы на советских прилавках появились такие известные конфеты, как «Мишка косолапый» и ириски «Кис-Кис».

Отец главной героини нашего проекта - Тихон Лукин работает наладчиком карамельной линии на кондитерской фабрике.


Я думаю, что читателям нашей стенгазеты будет интересно узнать историю советской и досоветской (российской) кондитерской промышленности.

До революции в России существовало несколько крупных кондитерских фабрик:
Фабрика Эйнема (ныне "Красный Октябрь"), Сиу (ныне "Большевик"), фабрика Абрикосова и Жоржа Бормана.
Сладкоежки проекта - готовьтесь. В этом и других постах я постараюсь описать историю этих замечательных фабрик.

История кондитерской фабрики «ЭйнемЪ»


Вот он - Теодор-Фердинанд фон Эйнем(Фото конца 19 века). Правда хорошенький?


Итак… 1850 году полный надежд в Москву приезжает немецкий подданный Теодор Фердинанд фон Эйман. В том же году от открывает производство пиленного сахара, но видимо терпит в этом деле неудачу т.к. уже в 1851 году он открывает на Арбате небольшую кондитерскую по производству шоколада и конфет!
В этой мастерской работали всего 4 мастера!
В годы «Крымской войны» 1853-1956 кондитерская поставляла свою продукцию на фронт в результате чего удалось заработать достаточный капитал, чтобы расширить производство и перебраться на Мясницкую улицу!
В 1857 году наш герой знакомиться с талантливым бизнесменом Юлиусом Гейсом, которого берёт в компаньоны.

Вот он - Юлиус Гейс


Вместе они открывают кондитерскую на Театральной площади, выписывают из Европы новейшую паровую машину и приступили к строительству фабрики на Софийской, а потом и на Берсеневской набережной Москвы-реки.

В справочнике «Фабрично-заводские предприятия Российской империи» об этом факте была сделана запись: «Эйнемъ. Товарищество паровой фабрики шоколадных конфектъ и чайных печений. Год основания 1867»

Вот эта фабрика:


Фирма имела награды, полученные на всероссийских мануфактурных выставках: бронзовую медаль 1864 (г. Одесса), серебряную медаль1865 (г. Москва).
Превосходное качество кондитерских изделий, техническая оснащенность фабрики, красочная упаковка и реклама выдвигают фабрику на одно из ведущих мест в кондитерском производстве того времени.

После смерти Эйнема в 1878 году фабрикой стал единолично руководить Гейс, однако ставшее популярным у москвичей название компании менять не стал.
С каждого проданного фунта нового печенья Эйнем жертвовал пять копеек серебром, из которых половина суммы поступала в пользу благотворительных заведений Москвы, а другая половина — в пользу Немецкой школы для бедных и сирот.


Трудовой день в те времена составлял 10 часов. Кондитеры, большинство из которых составляли выходцы из подмосковных деревень, жили в Общежитии при фабрике, а питались в фабричной столовой.
Администрация фабрики предоставляла работникам некоторые льготы:
для детей-подмастерьев была открыта школа;
за 25 лет безупречной службы выдавался серебряный именной знак и назначалась пенсия;
была создана больничная касса, оказывавшая нуждающимся материальную помощь.;

Рабочие фабрики:


В 1896 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде продукция «Эйнемъ» награждена золотой медалью, в 1900 фирма получает Гран-при на Всемирной выставке в Париже за ассортимент и качество шоколада. В 1913 году «Эйнемъ» удостаивается звания поставщика двора Его Императорского Величества.

Фото с выставки 1896 года:


К началу XX века «Эйнемъ» владеет двумя фабриками в Москве, филиалами в Симферополе и Риге, несколькими магазинами в Москве и Нижнем Новгороде.

В годы первой мировой войны фирма «Эйнемъ» занимается благотворительной деятельностью: жертвует деньги, организует лазарет для раненых солдат, отправляет на фронт вагоны с печеньем.

После Октябрьской революции 1917 года фабрика была национализирована и стала называться «Государственная кондитерская фабрика № 1, бывшая Эйнемъ», в 1922 году была переименована в «Красный Октябрь».

Что же выпускала кондитерская ЭйнэмЪ?

На фабрике производились: карамель, конфеты, шоколад, какао напитки, пастила, печенье, пряники, бисквиты. После открытия филиалов в Крыму (Симферополь) «Эйнемъ» начал производить глазированные шоколадом фрукты - сливу, вишню, грушу, а также мармелад.

Особое внимание на фабрике уделялось звучным названиям и стильной упаковке (Гейс когда-то занимался художественной фотографией).
Чего стоят такие названия как «Ампир», «Миньон»,шоколад «Боярский», «Золотой ярлык»! Коробки с продукцией отделывались шелком, бархатом, кожей. Над созданием дизайнов упаковки и открыток работали Врубель, Бакст, Билибин и Бенуа!

Хозяйкам предлагались нарядные банки для сыпучих продуктов, украшенные фирменными логотипами. Выпускались отличные географические карты - с подробной информацией об изображенной стране и с непременной фирменной подписью.

Композитор Карл Фельдман по специальному заказу «Товарищества Эйнем» написал «шоколадные мелодии"
Ноты «Кекс- галопа», «Шоколадного вальса», «Вальса-монпансье», «Танца какао» раскупали не хуже модных угощений, тем более что к ним, конечно же, прилагались конфеты. Наборы пользовались большим спросом, особенно накануне праздников.

Ну и, разумеется, помнили о детях - кто же устоит перед просьбой сладкоежки купить хоть самую маленькую конфетку.
Такие шоколадные автоматы устанавливались в магазинах. Опустив в него 10-копеечную монетку и передвинув рычажок, малыш вылавливал выскакивавшую из окошка крохотную шоколадку весом в 5-6 г. Стоит отметить, что по тем временам это были не такие уж маленькие деньги: в России только начали выпускать собственный шоколад, и он был недешев.

Среди мучных изделий выделялись небольшие пузатые соленые рыбки, особенно привлекавшие любителей пива. Но и дети, не пившие пиво, охотно грызли эти фигурки. Еще занимательнее были цветные фигурки из марципана, изображавшие морковку, репу, огурцы, каких-то зверюшек. Их иногда вешали на рождественскую елку, к великому удовольствию малышей.
Среди тортов был торт с необычайным названием «Полюби меня» в разную цену. Покупатели-острословы говорили молодым продавщицам: «Пожалуйста, «Полюби меня» за три рубля»:)









«Добыл я плитку шоколада
И мне товарища не надо.
Пред всеми говорю людьми:
«Съем всю. А ну-ка отними!»

Вышивка для Дам:


Фабрикант немецкого происхождения, основатель крупнейшей кондитерской фирмы.

Первые шаги и успех в России.

Родился в семье лютеранского священника, но отказался продолжить дело отца. В Москве с 1848. Через три г. арендовал помещение на Арбате, устроив там мастерскую по производству шоколада. С 1853 - в III гильд. Моск. купечества, с 1867 - во II гильд. В 1853—56, во время Крымской войны Э. выполнил подряд по поставке варенья и сиропов для рус. армии. Государственный заказ принес ему значительный доход. Качество и точность исполнения сразу же обратили на себя внимание. После войны вместе с компаньонами, полковником Лермонтовым и коллежским секретарем Романовым, вложившими по 5 тыс. руб. серебром, сняли на 10 лет дом в Мясницкой ч. и устроили там кондитер. фабрику, выпускавшую 10 сортов шоколада, шоколадн. конфеты, пралине.

В 1867 г. Эйнем на имя жены Каролины купил дом на Софийской наб., напротив Кремля. На пустыре за домом разместилась фабрика, оборудован. паровой машиной в шесть лошадиных сил и паровым котлом. В процессе покупки оборудования для ф-ки Э. сблизился с моск. немцем Юлиусом Гейсом (1832—1907), кот. предложил координировать работу с оптовыми покупателями. В 1870 был заключен договор, по которому Э. получал 60 %, а Гейс - 40 % прибыли.

В 1870 г. для производства в Москве легкого бисквитного печенья (по англ. технологии и на англ. оборудовании) был куплен участок на Берсеневской набережной. В 1871 ф-ка Эйнема была крупнейшей из пяти шоколадн. фабрик в Москве и выпускала почти пол. продукции всех моск. пр-тий, а именно: 32 тонны шоколада, 160 тонн шоколадн. конфет, 24 тонны «чайного печенья» (англ. бисквитов) и 64 тонны колотого сахара; всего на сумму 300 тыс. руб.

На фоне растущих прибылей, Эйнем не забывал и о благотворительной деятельности. С каждого проданного фунта нового печенья Эйнем жертвовал пять копеек серебром, из которых половина суммы поступала в пользу благотворительных заведений Москвы, а другая половина - в пользу Немецкой школы для бедных и сирот.

От «Эйнема» к «Красному Октябрю».

Э. умер в Берлине и, согласно его желанию, был похоронен в Москве. Могилы Э. его и жены сохранились на Введенском кладбище. После смерти Эйнема в 1886 г. предприятие было акционировано и приобрело форму товарищества (осн. капитал 0,5 млн руб.) с коллегиальн. правлением с участием Юлиуса Гейса и его сыновей (Вольдемара, Юлиуса, Альберта, Оскара, Карла). В 1914 г. по показателям продаж «Эйнем» вышел на первое место среди кондитер. фирм России. На Всемирной выставке 1900 в Париже, где были представлены восемь рос. пищевых фирм (кондитер., чайн. и сахарн.), фирма «Эйнем» получила высшую награду - Гран-при. В 1913 г. т-во «Эйнем» получило звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

После революции в 1918 ф-ка «Эйнем» была национализирована и переименована в Государственную кондитерскую фабрику № 1, что подчеркивало лидирующее положение предприятия в отеч. кондитер. промышленности. В честь пятилетия революции ф-ка получила название «Красный Октябрь», к которой добавляли «бывшая Эйнем» вплоть до нач. 1930-х (это служило беспроигрышным паролем для покупателей).